05 Февраля 2018
Стандарт призван повысить квалификацию педагога.
В Екатеринбурге открылся педагогический форум «Профессиональный стандарт как инструмент формирования педагогической компетентности педагога». Более двухсот пятидесяти представителей сферы дошкольного образования объединил на своей площадке Уральский государственный педагогический университет. УрГПУ выступает единственной региональной стажировочной площадкой по внедрению профессионального стандарта деятельности педагога. Для эффективного диалога вуз уже не в первый раз принимает у себя преподавателей детских садов и школ, чтобы, в первую очередь, снизить общую тревожность и упорядочить взаимодействие образовательных организаций по внедрению профстандарта.
— Федеральный государственный образовательный стандарт, который введен сейчас в РФ, отличается от предыдущих версий тем, что имеет сквозной характер, охватывает всю вертикаль образовательной системы: от дошкольного до высшего и послевузовского образования. Параллельно ему вводится и профессиональный стандарт, — комментирует ректор УрГПУ Алевтина Симонова. — Мы считаем своей задачей интегрировать эти два процесса, чтобы педагоги были готовы к реализации образовательного стандарта и выполняли все эти требования, которые предъявляет профессиональный стандарт. Это непростое дело, много противоречий и разночтений. Но, как показывает опыт, у нас это получается.
Основные участники февральского форума — воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Форум будет работать до 2 марта. За это время организаторы планируют провести цикл встреч и мероприятий, среди которых выезды в дошкольные образовательные учреждения города и области, где педагоги проведут для гостей обучающие мастер-классы.
— Стандарт направлен именно на повышение квалификации педагога. Сегодняшний форум позволит понять, насколько стандарт вам нужен, какие направления и компетенции вам потребуются, чтобы соответствовать стандарту. — Отмечает председатель Свердловской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Трошкина.
Начальник отдела дошкольного, общего, дополнительного образования Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга Татьяна Кудинова заверила собравшихся, что переход на новый профессиональный стандарт просто упорядочит работу и сделает ее прозрачной для всех. В частности для педагогов и родителей, которые являются заказчиками образовательных услуг.
— 2019-ый год не за горами. В течение 2018 и 2019 гг. нам предстоит активизировать работу, чтобы, прежде всего, пришло понимание в головы педагогов, что работа по переходу на профстандарт нам необходима.
Практически ежедневно в Реестре профстандартов Минтруда России появляются все новые профессиональные стандарты, которые зарегистрированы в Минюсте. Кроме того, существует реестр профстандартов, которые пока находятся в стадии отработки и обсуждения. На сегодняшний день в реестре зарегистрировано 1046 стандартов и еще порядка 600 обсуждаются.
— Процесс, когда каждая профессия становится осознанной не только теми, кто устанавливает нормы, но и профессиональным сообществом, это естественный процесс, в котором мы сейчас все живем. — Комментирует первый проректор — проректор по учебной работе УрГПУ, руководитель стажировочной площадки по внедрению профессионального стандарта педагога Светлана Минюрова. — На сегодняшний день есть пять стандартов, которые зарегистрированы и с которыми мы работаем. Профстандарт «педагог» не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам. У этих категорий есть свои профессиональные стандарты.
Базовый профессиональный стандарт педагога впервые был утвержден в 2013 году. Планировалось, что он вступит в силу 1 января 2017 года. Это означает, что работодатели обязаны применять стандарт при формировании кадровой политики, управлении персоналом, в аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении системы оплаты труда. Но приказом Минтруда срок введения профстандарта был перенесен на 1 сентября 2019 г. Особенность в том, что приказ пока не прошел регистрацию в Минюсте.
— Процесс внедрения и адаптации на самых первых этапах всегда вызывает очень бурные дискуссии. Форум направлен, в том числе, на повышение психологической готовности педагогов.
Светлана Алигарьевна призвала педагогов самостоятельно определить индивидуальный план своего развития и этап, где каждому важно подтянуть самого себя. Для этого работникам дошкольного образования потребуется профессиональная переподготовка или курсы повышения квалификации.
— В каждой образовательной организации есть определенные средства для повышения квалификации и подготовки педагогических работников. Все эти средства необходимо использовать до конца календарного года. — Отметила Светлана Алигарьевна. — У нас деятельность по внедрению профстандарта строится на основе трех базовых принципов: это принцип единства и централизации: да, мы являемся стажировочной площадкой, но образовательные организации имеют равные возможности для того, чтобы подсказать то или иное направление в этой деятельности. Принцип межведомственного взаимодействия: естественно, мы сотрудничаем не только в рамках нашей сферы образования, но и с профсоюзами, сферой социальной поддержки, юристами, с минздравом и соприкасаясь с самыми разными направлениями деятельности, мы определяем зону ответственности каждого, кто будет направлять деятельность по работе с профстандартом. И принцип сетевого взаимодействия. Это позволяет нам использовать потенциал сотрудничества. Мы знаем, что есть замечательные ресурсы, в частности, в дошкольном образовании, которые очень современны и интересны. И если мы на уровне сетевого взаимодействия объединим эти ресурсы, то в выигрыше будет каждый.
До завершения работы форума организаторам предстоит выявить такие ресурсы. Для этого с 6 по 28 февраля участники посетят детские сады Екатеринбурга и Новоуральска, готовые представить свой инновационный опыт в сфере организации образовательного процесса.
— Одного профессионального стандарта на все времена быть просто не может. Меняются технологии коммуникаций и обучения, поэтому наша работа по совершенствованию профстандарта должна стать постоянной. Без взаимодействия мы не сможем совместить весь веер интересов, который сходится в образовательной сфере. — Заметил директор института педагогики и психологии детства УрГПУ Сергей Новоселов.
Впервые педагогическое сообщество заговорило о необходимости внедрения профессионального стандарта педагога в 2013 году. Основная задача, которая стояла перед разработчиками учительского профстандарта, заключалась в повышении качества образования. И решить ее предполагается путем повышения квалификации учителя.