28 Июля 2019
Какие способы борьбы с коррупцией можно назвать эффективными? От чего зависит уровень коррумпированности? Об этом и многом другом рассказал профессор кафедры политического поведения ВШЭ Юлий Нисневич на лекции «Коррупция как болезнь современных государств», прошедшей 24 июня в рамках открытого лектория ВШЭ в Парке Горького.
Юлий Нисневич подробно рассказал о механизме возникновения коррупции, когда доступ к власти автоматически открывает человеку доступ к материальным и нематериальным ресурсам. Эти ресурсы не принадлежат ему, но в то же время он может ими распоряжаться. Коррупция возникает, когда ресурсы используются не в интересах общества или организации, а в личных интересах.
Зная этот механизм, легко объяснить, почему именно сейчас резко возрос интерес общества к коррупции. Постепенно к людям приходит осознание того, что наделенный властью человек должен распоряжаться своими полномочиями в интересах общества, которое предоставило ему эту власть. Отношение к власти как к чему-то неприкосновенному, имеющему исключительные права, уходит в прошлое. Формируются конкретные требования к представителям власти, и если эти требования не выполняются, общество может выразить свое недовольство происходящим.
По словам Юлия Нисневича, коррупция, вопреки распространенным представлениям, будто это исключительно российская беда, является общемировой проблемой. Нельзя говорить о полном отсутствии коррупции в той или иной стране — можно лишь сравнивать ее уровни. Основная проблема заключается в том, что человек, приходящий к власти даже с установкой работать на благо общества, часто меняет свои взгляды, встраиваясь в коррумпированную систему.
В середине 1950-х пост премьер-министра Республики Сингапур занял Ли Куан Ю. Его антикоррупционная политика получила широкую известность. Воплощать ее в жизнь он начал с того, что добился осуждения и тюремного заключения своих приближенных, о коррупционной деятельности которых знал сам. После этого в стране был введен еще ряд жестких мер, было создано антикоррупционное ведомство с очень широкими полномочиями. В результате Ли Куан Ю удалось добиться резкого снижения уровня коррупции — пример того, как эффективная борьба с коррупцией может быть результатом деятельности одного человека.
Профессор привел много примеров из истории разных стран. Среди них уникальный опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре. В 1959 году пост премьер-министра Республики Сингапур, где к тому времени коррупция, как и в России, давно стала «национальной традицией», занял Ли Куан Ю. Его антикоррупционная политика получила широкую известность. Воплощать ее в жизнь он начал с того, что добился осуждения и тюремного заключения своих приближенных, о коррупционной деятельности которых знал сам. После этого в стране был введен еще ряд жестких мер, было создано антикоррупционное ведомство с очень широкими полномочиями. В результате Ли Куан Ю удалось добиться резкого снижения уровня коррупции — пример того, как эффективная борьба с коррупцией может быть результатом деятельности одного человека.
В большинстве случаев борьба с коррупцией требует участия всего общества. Для этого существует два механизма. Первый из них — политическая конкуренция. С помощью выборов граждане могут выразить свое отношение к тому или иному лидеру, наделить его властью или лишить полномочий. Второй механизм — гражданский контроль. Для его осуществления нужно обладать знаниями. С помощью гражданского контроля можно наблюдать за действиями власти, оценивать их, делать соответствующие выводы.
Хороший пример гражданской активности — введение в Бразилии закона о чистом личном бюллетене. Инициаторами его создания стали гражданские активисты. Возмущенное коррумпированностью властных структур общество с помощью активных агитационных кампаний вынудило власть принять закон. Согласно документу, уличенный в коррупции политик в течение восьми лет не имеет права участвовать в политической деятельности. Вскоре после принятия закона половине членов парламента пришлось прервать политическую карьеру.