19 Августа 2020
Статья о важности читательского дневника от автора сайта «Издательство МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР» Олеси Ахмеджановой.
Если вы регулярно читаете, но не можете вспомнить содержание книги уже через месяц, остановитесь. Задумайтесь: почему так происходит? А пока вы размышляете, я расскажу про свой читательский дневник, который помог мне получить от чтения максимум пользы.
Неудивительно, но я люблю читать. На журфаке у нас был предмет «История зарубежной литературы», благодаря которому в моей жизни появились гигантские списки книг. За семестр нужно было одолеть от 50 до 70 произведений. Сложных, глубоких, тяжёлых. «Доктор Фаустус», «Волшебная гора», «Улисс», «Сто лет одиночества», «Бильярд в половине десятого» — все эти книги надолго засели в моей голове, потому что мы часами разбирали их на парах.
Но время прошло, и содержание книг потихоньку стёрлось из памяти. Литературу я стала читать совершенно иначе. После прочтения в голове остаётся слишком мало: я осознаю это через месяц-два.
Решение родилось в беседе. Мы с подругой обсуждали эту проблему и вдруг поняли — нужно завести читательский дневник. Как в школе, но только интереснее. Не просто перечислять, что произошло, а давать подробный анализ прочитанного.
Я загорелась идеей. Стала искать что-то подобное на нашем сайте. Нашла дневник для школьников — «Читательский дневник» Марты Райцес. В нём 4 графы: книга, автор, переводчик, цитаты и мои мысли. Есть странички с фактами из книги. Поля, где можно нарисовать интеллект-карту, написать фанфик или рецензию. Добавить рецепт, который вы прочитали в произведении. И даже составить по мотивам книги кроссворд.
«Почему? Почему у нас в школе не было такого дневника? Что за роковая несправедливость?» — думала я.
Меня даже не беспокоило, что дневник детский. Ведь тех, кто решил читать и разбирать книги по кирпичикам, это не остановит. Но ждать, пока он придёт, не хотелось, и я оставила вариант на заметку.
Решила начать с чего-то попроще. И в итоге купила тетрадку, открыла первую страницу и разделила её на несколько граф:
• название,
• автор,
• год издания,
• главные герои,
• действие происходит,
• что случилось,
• про что книга на самом деле,
• цитаты.
Почти все строчки я заполнила махом. До графы «Про что книга на самом деле». Тут застопорилась. Последний раз я анализировала произведения при помощи фраз «Крутая книга! Я аж перечитать захотела сразу» или «Обязательно прочитай! Я не могла уснуть из-за неё до трёх ночи». Но для читательского дневника эта схема не годилась. И тогда я поняла, что мне нужна книга о том, как читать книги.
Я начала с двух книг — «Искусство чтения» и «Как читать книги». Первая — про символы, которыми до краёв наполнены художественные произведения. Вторая — про то, как читать правильно. Ещё, как ни странно, пригодились «Визуальные заметки». Так я вывела для себя несколько полезных лайфхаков. Они помогли мне во время чтения и заполнения дневника.
1. Ищите символы.
Всё в книге — не просто так. Прогулка главного героя за хлебом — рыцарский поход. Он нужен для самопознания и инициации. Дождь — символ очищения и перерождения. Еда — не просто суп, а причащение. Тут и там встречаются библейские мотивы и параллели с древнегреческими трагедиями. Целый мир нераскрытых тайн!
2. Цените титульные страницы.
Практическое чтение, которое нужно для работы или обучения, служит определенной цели. Выберите книгу — по изучению языка, ведению бизнеса или креативным техникам. Посмотрите на обложку. Откройте оглавление. Прочитайте. Зачем это нужно? Чтобы понять, что вам даст эта книга. Считать полезную информацию. И быстрее усвоить материал. Автор книги «Как читать книги», философ Мортимер Адлер, пишет: «Титульные страницы книг напоминают тиканье часов — обычно его замечаешь только тогда, когда оно пропадает».
3. Иногда полезно критиковать.
Итак, вы прочитали книгу. Теперь представьте, что вам нужно взять интервью у автора. Подумайте, что вам не понравилось в тексте. Отнеситесь к нему критически. Умение критиковать прочитанное — это «активное чтение». Так вы извлекаете из текста больше полезного и лучше запоминаете содержание.
4. Не ищите всегда «основную мысль».
Этот совет относится к художественной литературе. Иногда нам хочется свести произведения к списку проблем, которые описаны в тексте. Но зачастую он создан вовсе не для этого. Художественная книга — это мир, в который нас зовёт писатель.
Американский писатель, поэт и критик Марк Ван Дорен пишет: «Читая пьесу Шекспира, мы находимся в ней. Нас затягивает туда быстро или плавно — чаще всего быстро, — и, оказавшись в этом мире, мы погружаемся в него полностью. В этом тайна власти Шекспира над нами — и она остается неразгаданной. Автор создает вокруг нас особый мир, о котором мы даже не подозревали. И этот мир поглощает нас без остатка».
5. Рисуйте сюжет.
Мой читательский дневник не ограничен текстом. Запомнить прочитанное помогают визуальные образы: я рисую обложку или сцену из книги, которая больше всех зацепила. Зачем? В книге «Визуальные заметки» написано, что наш мозг обрабатывает информацию вербально и визуально. А значит, скетчи — это не простые картинки, а способ воспроизвести в памяти важные моменты из произведения.
Вести читательский дневник оказалось жутко интересно. Пока я делаю это «по старинке» — от руки, в тетрадке, заполняя каждую клеточку своим неидеальным почерком. Подумываю перейти на электронную версию: сделать большой гуглдок. Или адаптировать творческий блокнот: один из них как раз скоро придёт ко мне.
У дневника несколько важных плюсов.
Целостное ощущение от прочитанного. Книга не пропадает в пучине мыслей, а встаёт на полочку воспоминаний. С обложкой, объяснениями и закладкой на нужных страницах, где приглянулись цитаты. Появляется ощущение того, что ты «прожил» историю и понял автора. Разобрался во всём, что тебя волновало.
Как детектив. Текст о книге похож на расследование: пытаешься копнуть глубже, чем обычно. Кажется, что ты читал остросюжетный триллер, но на самом деле — психологическую драму. Или на первый взгляд была простая история о жизни хореографа. А с другой стороны — руководство для выживания в творческой профессии.
Память. Содержание и вправду запоминается в разы лучше. Особенно когда пишешь текст от руки, размышляешь о решении главного героя, выделяешь мысли, которые приглянулись.
Заполнять дневник нужно регулярно. Описывать каждую книгу — художественную, творческую или нон-фикшн. Постепенно анализ произведения станет полезной привычкой, которая поможет глубже понимать литературу. Да, и, конечно, не стоит забывать главное правило: читать с удовольствием!